• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Комплекс упражнений "Развитие навыков сценической речи и сценического движения"

    (для использования на занятиях драматических, театральных кружков)

    Упражнения разделены на 5 блоков:

    I блок: «Искусство звучащего слова» («Сценическая речь»):
    Развитие навыков правильного фонационного дыхания.
    Работа над звуками, силой и диапазоном голоса.
    Работа над дикцией и чистотой произношения.

    II блок: «Основы культуры речи»:
    Овладение нормами и правилами литературного произношения.
    Определение средств логической эмоционально-образной выразительности: интонация, пауза, темпо - ритм.

    III блок: «Основы актерского мастерства»:
    Развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и фантазии.
    Действия с реальными предметами в условиях вымысла.
    Развитие импровизационных способностей.

    IV блок: «Коммуникативный»:
    Развитие навыков сценического общения: работа с воображаемым и реальным предметом.
    Определение «Я» в коммуникативном пространстве («Предлагаемые обстоятельства»).
    Взаимодействие со зрительской аудиторией.

    V блок: «Проведение мероприятий разных форм»:
    Знакомство с правилами работы ведущего при проведении мероприятия выбранной формы.

    Занятия можно выстроить в той последовательности, которая будет для вас наиболее приемлемой: последовательно, выборочно или фрагментарно; чередуя блоки или же останавливаясь на одном из тех, который в данный период времени является значимым.

    I блок: «Искусство звучащего слова» («Сценическая речь»)

    Упражнение №1: «Поклонение солнцу»

    Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, пуки свободно опущены вдоль корпуса. На выдохе ладони сложить домиком на уровне груди. Далее:
    вдох – руки и голову поднять вверх;
    выдох – наклон, руки ладонями упираются в пол;
    вдох – левую ногу отставить назад, голову поднять вверх;
    выдох – нога возвращается на исходную позицию, голова опущена вниз;
    вдох – выдох – повторить то же самое с правой ноги;
    вдох – выпрямить позвоночник, голову держать прямо;
    выдох – ладони сложить домиком на уровне груди.

    Упражнение выполняется одновременно всеми сначала в очень медленном темпе. Постепенно темп ускоряется до максимально быстрого, затем следует успокоить дыхание. Для этого выполняется специальное упражнение.

    Упражнение№2: «Арлекин»

    Вдох в живот – руки от плеча до локтевого сустава зафиксированы параллельно полу, предплечья и кисти свободно висят. «Холодный выдох» через «п» - одно быстрое круговое движение предплечий и кистей рук при закрепленном плечевом поясе. Далее на каждый выдох скорость движения рук увеличивается, и так до 6 круговых движений на одном выдохе. Затем повторяем движения в обратном порядке, сводя их снова до одного на выдохе. Скорость движения определяет педагог. Амплитуда – максимально возможная.

    Упражнение №3: «Выращивание цветка»

    Произнося скороговорки и поговорки, основанные на сонорных звуках «н», «м», «л», ребята представляют, что выращивают цветок, которым в данном случае служит открывающая кисть руки. Например: «На мели мы налима лениво ловили, и меняли налима мы вам на линя, о любви, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня».

    Упражнение №4: «Мишень»

    С помощью согласных в, п, г, к, д «обстреляйте» воображаемую мишень. Прицеливайтесь пальцем, как пистолетом, и посылайте звук точно в цель.

    Упражнение №5: «Кнопки»

    «Вкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносите «пучки» согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо.

    Упражнение №6: «Жонглер»

    Представьте, что вы раскручиваете на палочке, стоящей на ладони, воображаемое блюдце. Постепенно увеличивая скорость вращения, постарайтесь его удержать, повторяя, четко артикулируя: «дабидабидуп»- «дабидабидуп»- «дабидабидуп»…

    II блок: «Основы культуры речи»

    Упражнение №1: «Нам поможет мнемоника»

    Необходимое условие - запомнить как можно больше фактов культуры речи.

    Ход игры

    Ученики разбиваются на команды, каждая из которых выбирает определенные правила культуры речи, наиболее насыщенные фактами для запоминания. Составив список слов или словосочетаний, необходимость запоминания которых очевидна, участники игры в группах сочиняют стихи, где рифма и ритм являются мнемоническим средством. Например, для запоминания наиболее трудных форм – родительного падежа, а о множественном числе – были сочинены следующие стихи с утрированием некоторых слов, где часто делаются ошибки:
    1.
    В детской сказке Колобок
    по траве катиться мог
    без ботинок, без сапог,
    без носков и без чулок.
    Шесть гектаров апельсинов,
    Яблок, груш и мандаринов,
    баклажанов – грядок пять,
    помидоров не собрать.

    2.
    Уважают человека
    у туркмен, татар, узбеков,
    у таджиков и армян,
    у монголов и цыган,
    у якутов и тунгусов,
    у башкир и белоусов,
    у киргизов и грузин,
    у бурят и осетин.

    III блок: «Актерское мастерство»

    Упражнение №1: «Взрыв»

    Исходное положение «в точке», т.е. на коленях, руки обнимают колени, а голова максимально опущена. Положение тела замкнутое, закрытое. Это может быть икринка, яйцо, зерно – в зависимости оттого, что мы хотим получить в итоге. В данном случае это зародыш новой звезды или даже вселенной. Из точки нужно «взорваться» по хлопку: максимально активно выбросить из себя в окружающий мир энергию, чтобы каждая наша клеточка, каждый участок тела ее излучал. Тело при этом принимает самые неожиданные позы. Чем они разнообразнее, тем лучше. Взрыв доложен быть мгновенным. Это реакция – ответ на хлопок, как будто хлопок – детонатор. А тело – мина. Между хлопком и взрывом не должно быть ни секунды паузы. Акцентируйте внимание детей на том, чтобы они не думали какую позу примет их тело. Пусть поза рождается спонтанно, подсознательно. Важно, чтобы они не успевали ее придумать. Неожиданный хлопок – и жесткое требование мгновенного взрыва.

    Упражнение№2: «Переход»

    Нужно пройти «по тонкому льду» от одной до другой стены класса, затем по «вспаханной земле», «босиком», «босиком по гравию», «по холодненькой траве с росой», «по углям», «по колено в снегу».

    Меняя предлагаемые обстоятельства, мы меняем логику поведения будущих артистов. Их основная задача – поверить и подлинно действовать в вымысле. С помощью этого упражнения достигается мышечная свобода. Важно начинать именно с ног, потому что они наименее выразительны у современного человека. Атрофированы как инструмент творчества. Упражнение выполняется в сфере воображения, как и все остальные.

    Упражнение №3: «Мимикрия»

    Мимикрия – это способность животных преображаться в соответствии с окружающей средой.
    Ведущий объявляет, что сейчас он на несколько секунд выйдет из аудитории, а все участники тренинга должны будут «спрятаться», «слившись» со средой. Тот, кому плохо это удается, выбывает из игры.

    Как можно «смимикрировать»? Например: на стуле ведущего висит черная сумка. Если у игрока тоже черная одежда. Он может повиснуть на стуле «в виде» сумки. Если он обнаружит сочетание одежды со стеной, можно «прилипнуть» к ней. Можно принять формулу стула, стать «оконной рамой» и т.д. Главное – внимательно изучить окружающее пространство, себя самого и найти общие черты. Затем уже вступают в силу выдумка, смелость, чувство юмора.

    IV блок: «Коммуникативный»

    Упражнение №1: «Заполни середину»

    Ребенку предлагается соединить в связный рассказ два предложения:

    1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана…»; «…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной».
    2) «По улице проехал грузовик…»; «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».
    3) «Мама купила в магазине рыбу…»; «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».

    Совершенно не связанные между собой фразы, которые затем удается объединить очень естественно и красиво, можно брать из книг, открывая их на случайных страницах.

    Упражнение№2: «Апельсин»

    Участники группы сидят по кругу. У педагога в руках мяч.

    Инструкция

    «Давайте, вообразим, что это (показывает мяч) – апельсин. Сейчас мы будем бросать друг другу, говоря при этом, какой апельсин вы бросаете. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина и добиться того, чтобы мы все принимали участие в работе».

    Педагог начинает работу, называя любую характеристику апельсина, например, «сладкий». В процессе выполнения упражнения педагог побуждает участников к более динамичной работе, формулируя свои высказывания позитивно, например: «Давайте работать быстрее».

    Также педагог обращает внимание группы на те моменты, когда происходит переход в другую содержательную плоскость. Например, звучали такие характеристики как «желтый», «оранжевый», а следующий участник говорит: «Кубинский». В этом случае педагог может сказать: «Появилась новая область – страна – производитель».

    Упражнение направлено на развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти, а также способности осознанно переходить в новые содержательные области.

    Упражнение №3: «Знакомство»

    Участники группы сидят по кругу. Педагог стоит в центре.

    Инструкция

    «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, кто умеет водить машину», и все те, кто умеет водить машину, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из свободных мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу. Используем эту ситуацию, чтобы побольше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное умение. Это нам понадобиться немного позже».

    В ходе упражнения педагог побуждает участников называть разнообразные умения, отмечая особенно оригинальные и интересные.

    После того как названо примерно 8–12 умений, педагог останавливает упражнение и продолжает инструкцию: «Сейчас у нас будет 5 минут, в течение которых каждый напишет рассказ о нашей группе, используя ту информацию, которую вы сейчас узнали о каждом из нас».

    Через 5 минут педагог предлагает каждому прочитать получившийся у него рассказ. При этом педагог проявляет активность и при каждой подходящей ситуации дает участникам группы позитивную обратную связь.

    VIII блок: «Проведение мероприятий разных форм»

    Упражнение №1: «Необыкновенный концерт»

    Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги, где он должен написать название концертного номера (любого жанра искусства), который хотел бы увидеть, если бы пришел на концерт. Затем, собрав эти записки, ведущий отбирает самые оригинальные, дополняет их своими пожеланиями. Этот набор номеров и войдет в программу «необыкновенного концерта», который тут же импровизационно разыгрывают участники тренинга.

    Всех следует разделить на пары. Каждая пара наугад вытягивает записку с заданием, но держит пока его в секрете. Пусть для всех остальных это будет сюрпризом. Итак, задание получено. На придумывание номеров 3–5 минут.

    Можно использовать любой реквизит, любые подручные средства, но в основном, желательно – фантазию и чувство юмора. Все одновременно являются и зрителями концерта, и его участниками. Ведущий или кто-нибудь из играющих становиться конферансье и объявляет номера концерта.

    Номера могут быть самыми разными – шуточными и серьезными. Например, «Выступление Краснознаменного армейского хора», «Пуля – дура, штык – молодец», «Па-де-де из балета «Лебединое озеро», «Цирковой номер с дрессированными крокодилами» и т.д.

    Упражнение №2: «Абсурдные диалоги»

    Эти микротренировачные диалоги ведущий может импровизировать в течение всего тренинга, вставляя в любое упражнение или в паузу между заданиями.

    Например, он может с такими вопросами к любому участнику тренинга: «Ну, как поживает ваш сын? Я слышала, он недавно женился?», или «Почему у вас чертик на плече? Разве можно приносить чертиков на занятие?», или «Я слышал, вас вчера забрали в милицию. Почему так быстро отпустили?». Содержание вопроса является нелепым, абсурдным и никаким образом не связано с реальной действительностью, но участник тренинга должен немедленно включиться в предлагаемые обстоятельства и ответить невозмутимо, обоснованно, как если бы с ним это действительно случилось.

    Другой вариант выполнения этого упражнения6 ведущий предлагает всем в течение занятия стать «подхалимами», и во всем ему «поддакивать». На любое предложение, даже самое фантастическое, какое бы он ни сделал, каждый участник должен ответить согласием, вслух мотивируя свою готовность следовать призыву ведущего. Желательно, чтобы мотивировки игроков не повторялись, были у каждого свои, органичные для той или иной личности. Например, ведущий: «А давайте, ребята, пойдем и спрыгнем с моста!» Ребята: «Конечно, очень хочется купаться». «Давайте спрыгнем, заодно и силу воли потренируем», «Спрыгнем! Попадем в больницу, и на занятия ходить не надо будет. Вот здорово!» и т.д.

    На следующем занятии ведущий предлагает всем стать «негативистами » и на любое его предложение, также индивидуально, объясняя причину, отвечать отказом или сомнением, то есть принимать «в штыки».

    Представленные выше упражнения можно выстроить в той последовательности, которая будет для вас наиболее приемлемой: последовательно, выборочно или фрагментарно; чередуя их или же останавливаясь на одном из тех, который в данный период времени является значимым.
    При условии систематического выполнения упражнений результат будет заметен уже в ближайшее предполагаемое время - в течение первого месяца занятий.

    Составной частью каждого тренинга на раскрепощение становятся специальные задания, суть которых состоит в том, чтобы дать опыт самых разных ситуаций, так человек может ощутить что мир не опасен и бояться нечего. Некоторые приведенные упражнения для раскрепощения и снятия зажимов помогут обрести уверенность в себе. Этот способ называется поведенческой терапией, в некоторых случая он может быть эффективен (до 10% случаев), но без работы с привычками иногда сложно добиться реального раскрепощения — об этом в конце статьи. А сейчас стандартные упражнения:

    Пение

    Данный метод используется для приобретения многих необходимых навыков. Лингвисты рекомендуют использовать пение при изучении иностранного языка. Расслабляясь, человек сосредотачивается на мелодии. Слова, будучи только дополнением, воспринимаются автоматически.

    В психологии пение используется в качестве упражнения для раскрепощения и снятия зажимов. Стеснительные люди отличаются тихим неуверенным голосом. Поэтому, голос – это первое, над чем необходимо поработать, избавляясь от зажатости. Начать «выступления» нужно дома. Попробуйте петь в одиночестве. Затем можете продемонстрировать свои вокальные успехи своим родственникам, если вы уверены в том, что они вас поймут и поддержат. Следующим этапом станет пение в метро. Это наиболее подходящее место для начинающего «исполнителя». Упражнения на раскрепощение требуют публичности. Вы окажитесь среди незнакомых людей, которые, тем не менее, вряд ли обратят на вас внимание.

    Когда вы почувствуете, что больше не испытываете ощущения неловкости, исполняя песни на публике, можете использовать более серьёзные упражнения на раскрепощение. Отправляйтесь петь в караоке. Выступление на сцене поможет основательно раскрепоститься. Внимание публики будет приковано только к вам.

    Опрос прохожих

    Умение добиваться своего от окружающих очень важно в современной жизни. Стеснительный человек не владеет этим умением. Застенчивые люди уверены в том, что им непременно откажут. Именно поэтому стеснительным необходимы надёжные методы раскрепощения . Избавиться от застенчивости поможет опрос прохожих.

    В первые несколько минут роль интервьюера может показаться непривычной и вызывать дискомфорт. Возможно, прохожие не сразу согласятся на общение с вами. Это не должно быть сигналом для прекращения упражнения на раскрепощение. Продолжайте обращаться к прохожим с вопросами, даже если некоторые из них будут проявлять агрессию и недружелюбие.

    Уже минут через 30-40 после начала выполнения задания вы увидите, что ваше занятие вас больше не смущает. К своему удивлению, вы отметите, что прохожие стали намного дружелюбнее. Они начинают охотно отвечать на вопросы и шутить. На самом деле, изменились не прохожие, а вы сами. На подсознательном уровне люди всегда чувствуют, кто к ним обращается – закомплексованный, неуверенный в себе или раскрепощённый позитивно настроенный человек.

    Изобретайте!

    Помимо указанных выше способов борьбы с застенчивостью, которые будут предложены вам на разных тренингах , вы можете придумать свои собственные методы раскрепощения.

    Один способов избавиться от застенчивости – это записаться в танцевальный кружок. Хореография помогает телу стать более гибким. Стройность и уверенная походка скажут о вас, как о раскрепощённом, настроенном на общение человеке.

    Попробуйте себя в более «общительной» профессии. Если ваша работа не подразумевает контактов с людьми, постарайтесь перейти на такую должность, где вам придётся общаться с клиентами.

    Начав работать над собой, человек освобождается от стеснительности и замкнутости. Вероятно, изменения произойдут не сразу, но со временем вы начнёте их замечать. В один прекрасный день, проснувшись рано утром, вы сможете сказать себе: «Я по-настоящему раскрепощённый, свободный и счастливый человек!».

    Смена парадигмы коммуникации

    Приведенные выше советы хорошо сработают лишь в том случае, если человек привык быть обращенным наружу, а не на свою собственную персону.

    Подумайте, в чем разница между человеком который выходит на сцену и держится свободно, даже если он плохо знает тему, от человека который замкнут? В векторе внимания. Один вектор внимания направляет на окружающих:

    • Как их заинтересовать
    • Как передать им эмоцию
    • Как сделать чтобы они остались довольны

    Замкнутый же человек думает в это время о себе:

    • Как бы МНЕ не опозориться
    • Как бы МНЕ выступить хорошо
    • А что если Я забуду слова?

    Если такой замкнутый человек пройдет десяток курсов ораторского мастерства но все также предпочитает думать о своих интересах. То он действительно будет на сцене держаться более уверенно. Но так как ему по-настоящему плевать на публику, он вышел чтобы ублажать себя, то выступление будет серым. Он не будет чувствовать что цепляет аудиторию. Не будет чувствовать что его слушают. Не будет чувствовать вовлеченности. И рано или поздно такой технически подкованный оратор покинет сцену навсегда.

    Вектор внутрь создает напряжение. Закрывает обмен энергией с миром и людьми. Послушайте мой развернутый комментарий:

    Хочешь избавиться от замкнутости максимально быстро?
    Жду на (работаем до победного)!
    Олег.

    Хорошими актёрами не рождаются. Можно иметь склонность к этому ремеслу. Однако для того, чтобы стать настоящим профессионалом, необходимо много работать над собой. В первую очередь важно раскрепощение. Актёрские тренинги на раскрепощение помогают избавиться от внутренних зажимов и скованности. Но только в том случае если модель мира этого человека обращена наружу, а не внутрь. Но обо всем по порядку.

    Подход через смену ролей

    Многие люди недовольны своей стеснительностью. Однако вести себя по-другому им мешает мнение окружающих. Необходима новая роль. В данный момент вы играете роль скромного, стеснительного человека. Следовательно, вы должны сменить эту маску на противоположную.

    Попробуйте хотя бы один день вести себя не так, как обычно. Если вы привыкли просто и неприметно одеваться, умышленно избегая ярких красок, наденьте новую одежду или хотя бы украсьте себя чем-нибудь ярким, например, брошью или галстуком. Для первой стадии раскрепощения людей будет достаточно того, что окружающие начнут обращать на вас внимание.

    Когда вы привыкнете к пристальным взглядам и перестанете их смущаться, можно переходить ко второму этапу. Позвольте себе более эпатажное поведение. Попробуйте сделать что-то, чего вы никогда не делали или даже осуждали за это других людей. Громко говорите по телефону в людном месте. Если вам никто не звонит, просто возьмите в руку трубку и кричите в неё. Т.е начинайте коммуницировать с обществом, а не просто находиться в нем.
    Вскоре вы заметите недовольные взгляды окружающих. Использование этой техники раскрепощения поможет вам научиться чувствовать себя неловко даже при столкновении с недружелюбным окружением.

    При наличии возможности попробуйте роль продавца. Можно устроиться на эту работу временно, например, на лето. Можно устроиться телефонным оператором. Можно также попытаться продать свои собственные вещи. Цена значения не имеет. Некоторые люди относятся к профессии продавца с отвращением или же стесняются торговать. Если вы из числа таких людей, это упражнение для вас.

    Тренировка с голосом

    Чтобы робкий, неуверенный голос не выдал в вас застенчивого человека, необходимо регулярно заниматься его тренировкой. Некоторые актёрские техники советуют выучить стихотворение или отрывок из прозы, а затем постоянно и с выражение повторять заученное.

    Контактируйте

    Недостаточно просто привлекать к себе внимание. Актёрские тренинги на раскрепощение созданы для того, чтобы научить потенциального актёра контактировать с публикой. Вы это можете делать в повседневной жизни.

    Хорошим упражнением для вступления в контакт может стать опрос прохожих на улице. Вам предстоит не просто привлечь к себе чьё-то внимание, но и заставить совершенно незнакомого вам человека отреагировать на ваши действия. Общение с себе подобными необходимо для раскрепощения людей. Метод применяется на более поздних стадиях работы над собой, когда вы научитесь владеть своим голосом и будьте готовы к тому, что посторонние люди могут отреагировать на ваши действия неадекватно. Вопрос, который вы зададите прохожему, может быть заурядным («Как вы относитесь к курению?») или более смелым («Каких женщин вы считаете сексуальными?»).

    Актёрские техники раскрепощения нужны не только тем, кто собирается делать карьеру в кино или театре. В первую очередь, они необходимы стеснительному, застенчивому человеку, страдающему замкнутостью. В наши дни успехи в карьере и личной жизни напрямую зависят от уровня раскрепощённости. Даже не будучи актёром, каждый из нас вынужден играть те или иные роли. Психологическое раскрепощение даёт возможность с лёгкостью подстраиваться под любое окружение.

    Раскрепощенный человек — открытый миру

    А теперь давайте посмотрим на выпускников актерских курсов, и на тех кто практиковался по таким заданиям — реально ли они дают пользу? Не всегда. А точнее лишь тогда, когда человек изначально обращен наружу. Давайте внимательно посмотрим разницу между раскрепощенным человеком и замкнутым.

    Раскрепощенный человек в общении с друзьями весь находится в потоке. Сконцентрирован на процессе, общении. Т.е все внимание наружу. Замкнутый же человек думает в основном о себе: как я смотрюсь, правильно ли я стою, если я вклинюсь в разговор будет ли это нормально, или на меня не обратят внимание?

    Раскрепощенный человек на сцене или публике весь сосредоточен на действии, на передаче эмоции, на зрителях. Закрытый же человек думает о том как бы ему не забыть слова, как бы ему не опозориться, как бы выглядеть более уверенно.

    Вы видите разницу? Раскрепощенный человек это тот, кто обращен наружу. Закрытый как потребитель думает только о своей собственной персоне.

    Мой аудио-комментарий:

    Как работать со сменой парадигмы?

    Ответьте пожалуйста на следующие вопросы:

    1. Гладите ли собак, получаете от них удовольствие?
    2. Говорите людям комплименты?
    3. Интересуетесь ли целями и устремлениями других людей?
    4. Насколько внимательны к окружающим (во что они одеты, как двигаются, мимика, какой телефон)?
    5. Умеете ли видеть красоту в мире, животных, людях?
    6. Помните ли потребности/проблемы ваших друзей и знакомых?

    Почему это важно? — Мое аудио-пояснение:

    Как вы уже могли понять, задача перестать смотреть на себя и начать смотреть в мир. Вы не пуп земли. И единственный способ переключить внимание, это смена парадигмы. Делать дела не для себя и ради себя, а начать заботиться об окружающих людях.

    Не бойтесь вы в проигрыше не окажитесь. По закону сохранения энергии сколько вы выпустили наружу, столько же вам и вернется. Поэтому можете спокойно включаться в процесс, от вас не убудет.

    Для развития можно выделить 4 области: действия, мысли, виртуальное общение, разговоры. Мое пояснение в аудио:

    Буду рад получить ваши истории как вы смогли стать более раскрепощенным с помощью моей методики, присылайте на почту, мне будет интересно!

    Хочешь избавиться от замкнутости максимально быстро?
    Жду на (работаем до победного)!
    Олег.

    «Ноев ковчег»

    «Капитан, корабли и рифы»

    Возраст: 8-17 лет.

    «Группировки»

    Возраст: 8-17 лет.

    «Встать спиной друг к другу". В парах: встать спиной друг к другу и присесть без помощи рук; встать лицом друг к другу и присесть. То же можно делать в группах по 5-7 человек.

    "Енотовы круги -1". Вся группа с завязанными глазами держится за веревочное кольцо. По команде нужно изобразить определенную фигуру - треугольник, квадрат и т.п.

    "Выйти по числу пальцев". Группа встает в шеренгу. Ведущий называет число, не превышающее количества человек группы. Сразу же из группы должно выпрыгнуть количество людей, равное названному числу. Упражнение повторяется до результата, каждый раз с новым числом. Возникает ощущение умения понимать друг друга без слов.

    "Узел". Каждый из группы держится за веревку. Задача - завязать веревку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается с начала). Вариант - потом развязать завязавшийся узел с теми же правилами. Вариант - развязать узел, завязанный ведущим.

    «Построения» С закрытыми глазами молча построиться по росту.

    Молча построиться по дням рождения.

    "Тарелочки - 1 ". Группе дается несколько тарелочек. Группа должна, не наступая на ковер, переправиться по тарелочкам через него. Условие: на каждой тарелочке должна постоянно находиться хотя бы одна нога. Иначе тарелочка отбирается.

    "М-М-М по кругу". Группа сидит в кругу. Первый человек долго тянет звук м-м-м-м-м... на определенной высоте. В тот момент, когда он заканчивает, следующий должен подхватить, и так далее по кругу. Важно, чтобы звук не прерывался.

    ИГРЫ И КОНКУРСЫ В ПОМЕЩЕНИЯХ.

    «Перечисление праздников»

    Дети по очереди называют различные праздники, тот, кто не знает, выбывает из игры. Последний – победитель.

    «Дары волхвов»

    Детям предлагается мешочек с различными предметами – подарками. Нужно на ощупь определить, что это.

    «Ноев ковчег»

    На бумажках пишутся парные названия животных (кот-кошка). Бумажки складываются в мешок. Дети по очереди вытаскивают их, читают, но не показывают никому. Затем в комнате выключается свет, и дети начинают издавать звуки, свойственные их животному. Задача – найти свою пару. Те, кто не успел найти пару, получают штрафные задания.

    Перед началом игры убедитесь, что никто из детей не боится темноты.

    « Царевна Несмеяна»

    Цель: развлечение, психологическая разрядка.

    Возраст:7-14 лет.

    Количество участников: 6-20 человек.

    Правила: Игроки делятся на две команды. Участники первой команды – Царевны Несмеяны садятся на стулья и принимают как можно серьезный вид. Задача игроков второй команды - их рассмешить. Каждая улыбнувшаяся «несмеяна» переходит в команду «смешителей». Если за определенный промежуток времени удастся рассмешить всех из первой команды, победили «смешители», если нет, то «несмеяны». После команды меняются ролями. Прикасаться к «несмеянам» нельзя.

    «Капитан, корабли и рифы»

    Цель: тренировка навыков совместной работы.

    Возраст: 8-17 лет.

    Количество участников: 6-20 человек.

    Правила: Из числа игроков выбирается «капитан» и «корабль». Остальные участники рассредоточиваются по комнате, изображая рифы. «Кораблю» завязываются глаза, и он начинает непрерывно двигаться. Цель «капитана» - провести «корабль» между «рифами» на противоположную сторону комнаты. Для этого «капитан» может подавать команды. «Корабль» должен четко выполнять все команды. Если корабль заденет «риф», игра проиграна и выбирается новый «капитан» и «корабль». Можно попытаться провести одновременно игру для двух «капитанов» и «кораблей».

    «Группировки»

    Цель: тренировка внимательности, быстроты реакции.

    Возраст: 8-17 лет.

    Количество участников: 10 -30 человек.

    Правила: Игроки свободно прогуливаются по помещению или танцуют. Внезапно ведущий дает сигнал и сообщает играющим условие. Участники игры должны как можно быстрее сформировать группы в соответствии с этим условием. Те игроки, которые не смогут выполнить задания или сделают это позже других, отдают фанты, которые разыгрываются после игры.

    Примерные условия: собраться по двое, трое…, собраться в группы с четным числом человек, собраться по парам – мальчик с девочкой, где все одного пола, роста, цвета волос, с одинаковым предметом одежды.

    14. ИГРЫ С ЗАЛОМ

    Существует несколько видов игр с залом – игры имитационные («Ипподром»), игры – повторялки («Мы охотимся на льва»), игры – загадки (Загадки с отгадками - рифмами), игры – кричалки («Ежики»), игры – задачи (для достижения определенной цели, например достичь тишины, обратить внимание и т.д.(«Дождь»), игры-розыгрыши (Огородное пугало), игры смешанные.

    Проводятся с целью прежде всего заинтересовать зал, чтобы они почувствовали себя не только зрителями, но и участниками. Часто используются как физминутки, если действие слишком длинное, а дети маленькие. Лучше всего использовать игры по теме, но есть и такие универсальные игры, как «Дождь», «Ежики», которые можно использовать на любых по тематике праздниках. Можно моделировать игры с учетом проблемы. Например всем известная игра « А не поиграть ли нам в театр с успехом может превратиться в игру «Обсерватория», если у вас космическое путешествие.

    «Обсерватория»

    Будем смотреть на звезды?

    Купол обсерватории открыть!

    Вжик, вжик!

    Выдвигаем телескоп

    - (Вытягивают шею, руки опущены) У-у-у-у!

    Протираем объектив!

    - (делают вращательные движения раскрытой ладонью перед своим лицом) Ших – ших – ших!

    Наводим на цель!

    - (Имитируют вращение ручки левой рукой) З-з-з-з!

    Смотрим в окуляр!

    - (смотрят в кольцо, образованное большим и указательным пальцем) О-о-о!

    А там звезды загораются!

    Чпок-чпок-чпок!

    Летают астероиды!

    Проносятся каметы!

    Тр-р-р-р!

    Падают метеориты

    - (аплодисменты!)

    Игру «В пути» можно использовать как диалог между героем и детьми например на новогоднем празднике.

    «В пути»

    Если вместе соберемся (повторяют каждую строчку))

    Если за руки возьмемся,

    Чтоб победу (можно Снегурочку или кого-нибудь по теме праздника) нам вернуть

    Мы любой осилим путь!

    А если тропинка лесная?

    А мы ножками топ-топ, топ-топ!

    А если сугробы глубокие?

    А мы на лыжах: ших, ших, ших, ших!

    А если речка замерзшая?

    А мы на коньках: вжик-вжик-вжик-вжик!

    А если горка крутая?

    А мы на санках уть- уть-уть-уть!

    А если дорога широкая?

    А мы на машине: ж-ж-ж-ж!

    А если рельсы железные?

    А мы на паровозе: чух-чух-чух-чух!

    А если чаща дремучая?

    А мы на самолете – у-у-у-у!

    Замечательная игра нашего пионерского детства «В моем отряде сто пионеров» на игре «Зов джунглей может превратиться в игру «Папуасы»

    «Папуасы»

    В зеленых джунглях сто папуасов,

    Сто папуасов в зеленых джунглях,

    Они играют, они танцуют и не скучают никогда.

    Правая рука (машут рукой и произносят текст). Затем левая рука, правая нога, левая нога, голова)

    Существует огромное количество игр с залом и дети с удовольствием в них играют.

    Какие бывают животные?

    (Ведущий называет характеристики животных, а ребята должны показать определенные движения при этом говоря «Вот такие»)

    Животные бывают высокими.

    Вот такими! (поднимают руки вверх)

    Животные бывают толстыми (руки в стороны!

    Маленькие (приседают)

    Хищные (делают гримасу)

    Добрые (улыбаются) и т.д.

    Зоологическая зарядка.

    (ребята повторяют за ведущим движения и слова)

    Зарядка - шаг на месте,

    А ну со мною вместе.

    С медвежонком – топ, топ, топ!

    За утенком – шлеп, шлеп, шлеп,

    За бельчонком – прыг, прыг, прыг,

    За жеребенком – брык, брык, брык!

    Вместе с жабой – скок-скок-скок!

    Вместе с крабом –в бок, в бок, в бок,

    Прекращаем прыг-скок!

    И я тоже.

    (если дети согласны, то говорят: «И я тоже», если нет – то молчат)

    Я перед праздником украшаю свою комнату…

    Я для своих друзей готовлю подарки.

    Я умываюсь каждый день.

    Я каждый день обедаю.

    Я каждый день расчесываю свою шкуру.

    Я целый день смотрю телевизор.

    Я ем свежую лягушку.

    Я иду гулять.

    Я вижу павлина.

    Он распустил хвост.

    В воде купаются медведи,

    Они громко рычат.

    Рядом жует траву верблюд.

    Он красив.

    Я возвращаюсь к себе домой в вольер.

    Я люблю зоопарк.

    Джон-зайчик

    (Дети на каждый вопрос отвечают: «Да, да, да!» И прыгают, хлопая в ладоши над головой)

    Это Джон-зайчик? Да, да, да!

    Прыгает как мячик? Да, да, да!

    Забегал к нам в сад? Да, да, да!

    С грядки съел салат? Да, да, да!

    И горошек съел? Да. Да, да!

    И еще морковку? Да, да, да!

    Все съел и огород опустел? (разводят руки в стороны) Вот беда!

    Это я, это я! (вариант ОБЖ)

    Кто почуяв запах гари, сообщает о пожаре?

    Это я, это я, это все мои друзья!

    Кто из вас почуяв дым говорит: «Горим, горим!»

    Кто из вас шалит огнем утром, вечером и днем.

    Кто почуяв газ в квартире позвонит на 04?

    Кто костры не поджигает и другим не разрешает?

    Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?

    Признавайтесь-ка мне в том, кто из вас шалит огнем?

    Да или нет!

    Друга выручим всегда? (ДА)

    Брать не будем никогда? (ДА)

    В классе списывать ответ (НЕТ)

    Кинуть камень кошке вслед? (НЕТ)

    Брать в автобусе билет? (Нет)

    Ай, ай, ай, как это нет?

    Надо брать билет всегда? (ДА)

    Не робеть когда беда? (ДА)

    Не жалеть для дел труда? (ДА)

    Рук не мыть когда обед? (НЕТ)

    Как же это не мыть. Мыть обязательно всегда? (да)

    Мы лентяям шлем привет? (Нет)

    Мы грязнулям шлем привет? (Нет)

    А тем кто трудится всегда? (ДА)

    Подарки

    (Двустишие произносится хором, затем дети отвечают на вопрос и имитируют подаренный предмет)

    Лучший друг ко мне придет

    И подарки принесет!

    Что он папе подарил?

    Расческу (показ)

    Что он маме подарил?

    Что он маме подарил?

    Губную помаду, а папе – расческу!

    Что он брату подарил?

    Роликовые коньки, а папе – расческу, а маме – губную помаду!

    (и т.д. сестре – обруч, мне – футбольный мяч)

    На прогулку вышел гном.

    Хлопают в ладоши и хором говорят слова, когда ведущий называет что-то из одежды, они должны два раз хлопнуть, показав, на что эту вещь надевают)

    На прогулку вышел гном,

    Посмотрите, что на нем?

    Брюки (шляпа, рубаха, сапоги, носки, ремень, кепка)

    Вот такая вот петрушка!

    Заиграла погремушка!

    Хлоп. Хлоп, хлоп, хлоп!(хлопают в ладоши)

    Вдруг затопала Марфушка!

    Топ, топ, топ, топ! (топают)

    И заквакала лягушка (Ква, ква, ква, ква!) (изображают лягушку)

    Ей ответила болтушка.

    Да, да, да, да! (кивает головой)

    Застучала колотушка.

    Тук, тук, тук, тук (изображают молоточки)

    Вторит нам в ответ кукушка.

    Ку, ку, ку, ку! (ставят руки рупором)

    Запалила громко пушка.

    Бах, бах, бах, баз!

    Ах, ах, ах, ах! (Хватаются за голову)

    Замычала и телушка.

    Му,му,му,му! (показывают рожки)

    Завизжала с нею хрюшка.

    Хрю, хрю, хрю, хрю! (показывают пяточки)

    Зазвенела побрякушка.

    Бряк, бряк, бряк, бряк. (ударяют по коленям)

    Заскакала попрыгушка.

    Прыг, прыг, прыг, прыг.(подпрыгивают)

    Вот такая вот петрушка.

    Все, все, все, все! (хлопают над головой)

    КЛУБ «ЗАТЕЙНИК»

    Художественные игры.

    · Актерские

    «ОРИГИНАЛЬНОЕ ЗНАКОМСТВО»

    Все стоят в кругу. Один говорит «Я- …(и называет любой персонаж при этом показывает какое либо движение или издает звук, все должны повторить, затем говорят « Он… и называет персонаж предыдущий, показывая движения, затем спрашивают следующего «А ты?» Следующий называет свою роль и показывает свое движение. Игра продолжается, пока все себя не назовут.

    · Изобразительные

    «Наскальная живопись»

    Команда сочиняет рассказ, скажем из 5 простых предложений.. Игроки команды знаками и символами пытаются его зарисовать. Карточка отдается команде сопернику Затем дается время, чтобы восстановить рассказ по знакам. Сравниваются авторские рассказы с сочиненными по рисункам.

    Спортивные игры.

    · Игры на местности

    «Прятки с номерами»

    Обозначается территория, где можно прятаться. У всех участников на руке пишутся разные четырехзначные номера. У ведущего игры есть список участников и его номер. У все участников есть блокнот и ручка. Все разбегаются, прячутся. Каждый играет за себя. Если кого-то нашли, нужно списывается с руки его номер в блокнот. Итоги: каждое записанное число плюс очко, твое число в других блокнотах – минус очко.

    · Игры – упражнения, тренирующие координацию, ловкость, реакцию.

    «СПЯЩИЙ ПИРАТ»

    Один человек садится на стул – он пират, ему завязываются глаза. Около него кладутся предметы самые различные. Игрокам необходимо схватить предмет и не быть пойманными. Пират может осалить игрока. Тогда он становится пиратом.

    Познавательные игры. Ребусы, шарады, игры со словами.

    «СЛОГИ» Перебрасывая друг другу мяч, играющие обмениваются слогами. Например один говорит: «Да», второй отвечает: «Ча», третий продолжает «ра», четвертый: «ма». Если у игрока, получившего мяч варианта нет, а у игрока, кинувшего мяч есть такой вариант, игру покидает получивший, если кинувший не может найти такое слов, то он покидает игру.

    Эти игры используются, чтобы снять зажатость, преодолеть стеснение между ребятами. Они помогут им почувствовать себя свободнее, более раскованными, раскрепостится в новой и необычной обстановке. Это веселые и подвижные игры, часто направленные на физический контакт. В ходе этих игр каждый участник почувствует себя частью коллектива.

    «Любишь ли ты своих соседей»

    Все участники становятся в круг. В центре круга находится ведущий. Он подходит к любому из играющих и спрашивает: «Любишь ли ты своих соседей?». Если он отвечает: «Да», то его правый и левый сосед меняются местами. Если он отвечает: «Нет», то ведущий спрашивает: «А кого же ты любишь?». Играющий говорит: «Тех, у кого есть на руке часы (кто в брюках, у кого длинные волосы, у кого сережки в ушах и т.д.)». Все те, у кого есть часы на руках меняются местами друг с другом. Задача ведущего занять любое свободное место. Тот, кто остался без места становится ведущим. Игра продолжается.

    «Топотушки»

    Играющие делятся на две команды с равным количеством игроков. Каждый участник задумывает любого игрока противоположной команды. Важно, чтобы загадали всех. Далее команды строятся в линию друг напротив друга. Первый играющий одной из команд подходит к любому участнику противоположной команды и спрашивает, не он ли его задумал. Но делает он это необычным способом – топая ногами. Если он угадал, то играющий ему отвечает топотом. Образовавшаяся пара отходит, а игра продолжается. Если мнения играющих не совпали (то есть задуманный игрок не он), то противник ему отвечает шаркая ногами по полу. Затем происходит переход хода и спрашивать идет игрок противоположной команды. Побеждает та команда, игроки которой угадали больше людей, задумавших их.

    «Веревочка»

    Играющие образуют круг, держась руками за связанный шнур. Водящий, передвигаясь внутри круга в разных направлениях, старается неожиданно ударить кого-либо по руке. Играющие должны быстро отдергивать руки, избегая удара (но немедленно возвращать их прежнее положение). Тот, кого водящий ударит, становится на его место внутрь круга, и игра продолжается.

    «Человек к человеку»

    Для игры необходимо нечетное число игроков. Все игроки свободно перемещаются, водящий произносит: «Рука к руке!». И все участники игры, в том числе ведущий, должны найти себе пару и соприкоснуться с партнером руками. Тот, кто остался без пары, становится, водящим. Ира продолжается. Команды могут быть разнообразными, например: «Мизинец к мизинцу», «Пятка к пятке», «Ухо к уху».

    «Циклоп»

    Играющие становятся в круг, ведущий выходит на середину. Задача играющих – установить контакт с товарищем на противоположной стороне круга только с помощью взгляда. Нельзя произносить звуки и телодвижения для привлечения внимания. Как только двое установили зрительный контакт, они должны одновременна поменяться местами, перебежав через середину круга. Ведущий, в свою очередь, внимательно наблюдает за играющими и старается догадаться, кто взглядом договаривается о перемене мет. Когда кто-то начинает меняться местами, ведущий должен постараться занять одно из пустых мест. Тот из игроков, кто не успел встать в круг, становится новым ведущим.

    «Колобок»

    «Колобок» – это мяч, который перекатывают друг другу присевшие на корточки участники игры. Они образуют круг диаметром 5-7 метров. В середине круга скачет на корточках «лиса», которая старается поймать «колобок». Если это ей удастся, она меняется ролью с тем, от кого «колобок» попал «к плутовке в лапы».

    «Золотые ворота»

    Половина играющих образует круг. Взявшись за руки и подняв их как арки «ворот», они говорят нараспев:

    «Золотые ворота пропускают не всегда.

    Первый раз прощается, второй запрещается.

    А на третий раз не пропустим вас!»

    Остальные играющие, тоже взявшись за руки, бегут за ведущим. Змейкой обегают они каждого из стоящих в кругу: одного спереди, другого сзади, третьего снова спереди и т. д. После слов «не пропустим вас!» – стоящие опускают руки – «закрывают ворота». Кто из бежавших оказался внутри круга, считается пойманным и идет в центр круга. Остальные повторяют игру еще несколько раз, пока не пойманных останется 3-5 человек. Они – победители.

    «Пузыри»

    Играющие становятся в круг и берутся за руки. Затем дважды сходятся к центру и расходятся в стороны, не размыкая руки. Расходясь от центра на третий раз, хором говорят: «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, оставайся такой да не лопайся!» Играющие стараются сделать круг как можно шире, не расцепив при этом рук. Тот, кто разомкнул круг, выбывает из игры, игра продолжается. В конце игры определяю пять самых цепких ребят.

    «Лес-болото-озеро»

    Ведущий определяет на поляне три области, каждая из которых представляет лес, болото и озеро. Дети стоят на нейтральной территории, а ведущий называет живые существа. Задача детей – быстро перебежать в то «место» на поляне, где обитает это существо.

    «Мышь и кот»

    Для игры надо приготовить две разные игрушки или два маленьких предмета, которые отличаются друг от друга, например: шарик и кубик, ручку и резинку и так далее. Все участники игры садятся в круг. Один из игроков берет одну вещь и передает ее соседу слева со словами: «Это кот». «Кот» таким образом передается по кругу от игрока к игроку. В это время первый игрок берет вторую вещь и передает ее игроку справа со словами: «Это мышь». И обе вещи начинают ходить по кругу, только в разных направлениях. Со временем скорость передачи увеличивается и игроки начинают путать «мышь» и «кота». Каждый, кто назовет «мышь» «котом» или наоборот, выбывает из игры.

    «Коснись синего»

    Игроки разбиваются на группы по 6-8 человек и встают довольно близко друг к другу. Водящий выкрикивает часть тела и цвет, (например: правой рукой коснитесь синего или левой рукой коснитесь красного и т.д.) Игроки должны касаться указанного цвета на ком-то другом из группы.

    «Обувная фабрика»

    Все снимают обувь и кладут в центр круга. Каждый участник надевает два разных ботинка и пытается поставить каждую ногу рядом с ногой, обутой в парную обувь.

    «Быстро поменяться»

    Игроки встают в квадрат, повернувшись лицом к ведущему в центре. Каждый должен хорошо помнить, кто стоит справа и слева от него и как они располагаются по отношению к ведущему, потому что как только игроки выяснят это, ведущий поворачивается и говорит: «Быстро поменяться». Это сигнал к тому, чтобы все заняли свою исходную позицию. Сторона квадрата, которая окончила быстрее поднимает руки и кричит: «Быстро поменяться!»

    «Сидячий круг»

    Игроки встают в круг плечом к плечу, лицом друг к другу. Все поворачиваются направо и смыкают круг, делая шаг в центр. Положите руки на плечи впередистоящего. Ведущий, считая до трех, просит вас посадить к себе на колени впередистоящего. Слушайте инструкции ведущего, выполняйте их. После того как все сели, на счет «3» делается шаг правой ногой и т.д.

    «Маги. Карлики. Великаны»

    Игроки делятся на две команды, и каждая выбирает свое движение (маги, карлики, великаны). Затем команды выстраиваются в ряд лицом друг к другу, делают три больших шага навстречу и показывают свое движение (карлики – приседают, великаны – тянутся вверх, подняв руки, маги – выставляют вперед руки). Выигравшие пытаются поймать проигравших (карлики ловят магов, маги ловят великанов, а великаны – карликов), но погоня прекращается, когда проигравшие пересекут заранее оговоренную линию. Игра повторяется до тех пор, пока одна из команд не захватит полностью другую.

    «Встать!»

    Сначала попробуйте в паре, затем в тройке, затем все вместе. Посадите играющих на землю спинами друг к другу так, чтобы колени у всех были согнуты, а локти сцеплены. Готовы? Встать! Помните, что вы должны сидеть близко друг к другу и обязательно все вместе.

    «Поймай дракона за хвост»

    Игроки встают в линию и кладут руки на пояс, стоящим перед ним. Последний в линии кладет носовой платок себе за пояс. Дракон, будучи в добром здравии начинает реветь, что означает начало игры. Затем он начинает гоняться за своим хвостом. Цель человека, стоящего во главе дракона, поймать платок. Когда голова, наконец, хватает платок, она становится хвостом и т.д.

    «Заколдованный замок»

    Играющие делятся на две команды. Первая должна расколдовать «замок», а вторая команда – помешать им в этом. «Замком» может служить дерево или стена. Около «замка» находятся главные ворота – двое ребят из второй команды с завязанными глазами. Вообще у всех игроков этой команды глаза должны быть завязаны. Они произвольно, так, как им хочется, располагаются на игровой площадке. Игроки, которые должны расколдовать «замок» по команде ведущего начинают бесшумно двигаться к главным воротам. Их задача – незаметно дойти до ворот, пройти сквозь них и дотронуться до «замка». При этом игра считается оконченной. Но задача второй команды с завязанными глазами осалить тех, кто движется к «замку». Те, кого осалят, выбывают из игры. По окончанию игры ребята меняются ролями.

    «Светофор»

    На площадке чертятся две линии на расстоянии 5-6 метров друг от друга. Играющие стоят за одной линией. Водящий стоит между линиями примерно посередине спиной к играющим. Водящий называет какой-то цвет. Если у играющих этот цвет присутствует в одежде, они беспрепятственно проходят мимо ведущего за другую линию. Если такого цвета в одежде нет, то водящий может осалить, перебегающего пространство между линиями, игрока. Осаленный становится водящим.

    «Заяц без логова»

    Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные руки вверх. Это «домики» или «логово зайца». Выбираются двое водящих - «заяц» и «охотник». Заяц должен убегать от охотника, при этом он может спрятаться в домик, т.е. встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится «зайцем» и убегает от охотника. Если охотник осалит зайца, то они меняются ролями.

    «Сантики-сантики-лим-по-по»

    Играющие стоят в кругу. Водящий на несколько секунд отходит от круга на небольшое расстояние. За это время играющие выбирают, кто будет «показывающим». Этот игрок должен будет показывать разные движения (хлопки в ладоши, поглаживание по голове и т.д.) Все остальные играющие должны тут же повторять его движения. После того, как показывающий выбран, водящего приглашают в центр круга. В его задачу входит определить, кто показывает все движения. Движения начинаются с обыкновенных хлопков. При этом, на протяжении всей игры хором произносятся слова «Сантики-санти-ки-лим-по-по». В незаметный для водящего момент показывающий демонстрирует новое движение. Все должны мгновенно его перенять, чтобы не дать возможности водящему догадаться, кто ими руководит. У водящего может быть три попытки для угадывания. Если одна из попыток удалась, то показывающий становится водящим.

    Водящий отходит в сторону, пока играющие договариваются, кто будет подавать голос. Затем водящий встает в круг и закрывает глаза. Играющие идут по кругу со словами «Мы собрались дружно в круг, повернулись разом вдруг, а как скажем «Скок, скок, скок», (эти слова произносит один человек), отгадай, чей голосок». Водящий открывает глаза и отгадывает, кто из ребят сказал «Скок, скок, скок». Если это ему удается, он меняется с говорившим местами. Можно дать водящему три попытки. Если он все же не угадывает, игра начинается сначала.

    «Белки, орехи, шишки»

    Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя «беличье гнездо». Между собой они договариваются, кто будет «белкой», кто – «орехом», кто – «шишкой». Ведущий один, гнезда у него нет. Если он сказал «белки», то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время ведущий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится ведущим. Если ведущий говорит: «орехи», то местами меняются орехи и ведущий, занявший место в гнезде, становится орехом. Ведущим может быть подана команда: «белки, шишки, орехи», и тогда меняются местами сразу все.

    «Невод»

    Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя «невод». Их задача – поймать как можно больше «плавающих рыб», т.е. остальных игроков. Задача «рыб» – не попасться в «невод». Если «рыбка» не смогла увильнуть и оказаться в «неводе», то она присоединяется к водящим и сама становится частью «невода». «Рыбки» не имеют права рвать «невод», т.е. расцеплять руки у водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определится игрок, оказавшийся самой «проворной рыбкой».

    «Капканы»

    Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их вверх. Это капканы, они располагаются на незначительном расстоянии друг от друга. Все остальные играющие берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По хлопку ведущего капканы «захлопываются», т.е. ребята, изображающие капканы, опускают руки. Те играющие, кто попался в капкан, образуют пары и тоже становятся капканами. Побеждает тот, кто сумел до конца игры не угодить ни в один капкан.

    «Волки во рву»

    На площадке чертится коридор («ров») шириной до одного метра. Ров можно начертить зигзагообразный, где уже, где шире. Во рву располагаются водящие – «волки». Их немного – всего два или три. Все остальные играющие – «зайцы» – стараются перепрыгивать через ров и не оказаться осаленными. Если до «зайца» дотронулись, он выбывает из игры или становится «волком». «Волки» могут осалить «зайцев» только находясь во рву. «Зайцы» ров не перебегают, а перепрыгивают. Если нога «зайца» коснулась территории рва, это значит, что он «провалился в ров» и в этом случае также выбывает из игры.

    «Горелки»

    Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки. Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит:

    «Гори-гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    И раз, и два, и три.

    Последняя пара беги!»

    На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. Водящий тоже должен стремиться занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим.

    Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая пара», или «вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.

    «Аленушка и Иванушка»

    1 вариант . Выбираются Аленушка и Иванушка, им завязывают глаза. Они находятся внутри круга. Играющие встают в круг и берутся за руки. Иванушка должен поймать Аленушку. Чтобы это сделать, он может звать ее: «Аленушка!». Аленушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!». Как только Иванушка поймал Аленушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.

    2 вариант. Игра проводится аналогично предыдущей, т.е. Иванушкадолжн поймать Аленушку, но ориентироваться они могут только на хлопки товарищей. При приближении Иванушки к Аленушки игроки, стоящие в кругу, начинают хлопать громче, а при удалении – тише.

    «Кошки-мышки»

    Для игры выбираются два человека: один – «кошка», другой - «мышка». В некоторых случаях количество «кошек» и «мышек» может быть больше. Это делается для того, чтобы оживить игру. Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки – «ворота». Задача «кошки» догнать (дотронуться рукой) «мышку». При этом «мышка» и «кошка» могут бегать внутри круга и снаружи. Играющие стоящие в кругу сочувствуют «мышке» и помогают ей. Например: пропустив через «ворота» «мышку» в круг, они могут закрыть их для «кошки». Или если «мышка» выбегает из «дома», «кошку» можно там запереть, т.е. опустить, закрыть все ворота. Когда «кошка» поймает «мышку», из числа играющих выбирается новая пара.