Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно
Друзья! А давайте повторим термины классического танца? Готовы себя проверить? Со временем то, что не используется на практике забывается, поэтому стоит периодически делать вот такую интеллектуальную зарядку. А может кто-то из вас узнает и что-то новенькое!
Adajio [адажио] — Медленно, медленная часть танца.
Allegro [аллегро] — Прыжки.
Aplomb [апломб] — Устойчивость.
Arabesque [арабеск] — Ее называют позой полета, а название позы происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце существует четыре вида позы «арабеск» № 1,2,3,4.
Assamble [ассамблее] — Соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе. Прыжок с двух ног на две ноги.
Attitude [аттитюд] — Поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.
Balance [балансе] — Качать, покачиваться. Покачивающееся движение.
Pas ballonne [па баллонэ] — Раздувать, раздуваться. В танце характерно продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le coude pied.
Pas ballotte [па баллоттэ] — Колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
Balancoire [балансуар] — Качели. Применяется в grand battement jete.
Batterie [батри] — Барабанный бой. Нога в положении sur le coude pied проделывает ряд мелких ударных движений.
Pas de bourree [па де буррэ] — Чеканный танцевальный шаг, переступания с небольшим продвижением.
Brise [бризе] — Разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.
Pas de basque [па де баск] — Шаг басков. Для этого движения характерен счет ¾ или 6/8, т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад. Баски – народность в Италии.
Battement [батман] — Размах, биение.
Battement tendu [батман тандю] — Отведение и приведение вытянутой ноги, выдвижение ноги.
Battement fondu [батман фондю] — Мягкое, плавное, «тающее» движение.
Battement frappe [батман фраппэ] — Движение с ударом, или ударное движение.
Frappe [фраппэ] — Бить.
Battement double frappe [батман дубль фраппэ] — Движение с двойным ударом.
Battement developpe [батман девлоппэ] — Раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление, позу.
Battement soutenu [батман сотеню] — Выдерживать, поддерживать, движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.
Cabriole [кабриоль] — Прыжок с подбиванием одной ноги другой.
Chain [шен] — Цепочка.
Changement de pieds [шажман де пье] — Прыжок с переменой ног в воздухе.
Changement [шажман] — Смена.
Pas chasse [па шассэ] — Гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
Pas de chat [па де ша] — Кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивается изгибом корпуса и мягким движением рук.
Le chat [ле ша] — Кошка.
Pas ciseaux [па сизо] — Ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.
Coupe [купэ] — Отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение, короткий толчок.
Pas couru [па курю] — Пробежка по шестой позиции.
Croisee [краузэ] — Скрещивание. Поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
Degagee [дегаже] — Освобождать, отводить.
Developpee [девлоппэ] — Вынимание.
Dessus-dessous [десю-десу] — Верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pas de bourre.
Ecartee [экартэ] — Отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
Effacee [эфасэ] — Развернутое положение корпуса и ног.
Echappe [эшаппэ] — Вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
Pas emboite [па амбуатэ] — Вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
En dehors [ан деор] — Наружу, из круга.
En dedans [ан дедан] — Внутрь, в круг.
En face [ан фас] — Прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.
En tournant [ан турнан] — Вращать, поворачивать корпус во время движения.
Entrechat [антраша] — Прыжок с заноской.
Fouette [фуэтэ] — Стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
Ferme [фермэ] — Закрывать.
Pas faille [па файи] — Подсекать, пресекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.
Galloper [галоп] — Гоняться, преследовать, скакать, мчаться.
Glissade [глиссад] — Скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
Grand [большой] — Большой.
Jete entrelacee [жетэ антрэлясэ] — Перекидной прыжок.
Entrelacee [антрэлясэ] — Переплетать.
Jete [жэтэ] — Бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.
Jete ferme [жэтэ фермэ] — Закрытый прыжок.
Jete passé [жэтэ пассэ] — Проходящий прыжок.
Lever [левэ] — Поднимать.
Pas [па] — Шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».
Pas d’achions [па д’аксион] — Действенный танец.
Pas de deux [па дэ дэ] — Танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщика и танцовщицы.
Pas de trios [па дэ труа] — Танец трех исполнителей, классическое трио, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
Pas de quatre [па дэ катр] — Танец четырех исполнителей, классический квартет.
Passe [пассэ] — Проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги.
Petit [пти] — Маленький.
Petit battement [пти батман] — Маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
Pirouette [пируэт] — Юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.
Plie [плие] — Приседание.
Demi-plie [деми плие] — Маленькое приседание.
Pointe [пуантэ] — Носок, пальцы.
Port de bras [пор де бра] — Упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
Preparation [прэпарасион] — Приготовление, подготовка.
Releve [релевэ] — Приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.
Releve lent [релевэ лян] — Медленный подъем ноги на 900.
Renverse [ранверсэ] — Опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и в повороте.
Rond de jambe par terre [рон де жамб пар тер] — Вращательное движение ноги по полу, круг носком по полу.
Rond [ронд] — Круг.
Rond de jambe en l’air [рон де жамб ан лер] — Круг ногой в воздухе.
Soute [сотэ] — Прыжок на месте по позициям.
Simple [семпль] — Простой, простое движение.
Sissonne [сисон] — Прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
Sissonne fermee [сисон ферме] — Закрытый прыжок.
Sissonne ouverte [сисон уверт] — Прыжок с открыванием ноги.
Sissonne simple [сисон семпль] — Простой прыжок с двух ног на одну.
Sissonne tombee [сисон томбе] — Прыжок с падением.
Saut de basque [со де баск] — Прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.
Soutenu [сутеню] — Выдерживать, поддерживать, втягивать.
Sur le cou de pied [сюр лек у де пье] — Положение одной ноги на щиколотке другой (опорной) ноги.
Temps lie [тан лие] — Связанное во времени. Связующее, плавное, слитное движение.
Temps leve soutee [тан левэ сотэ] — Прыжок по первой, второй или пятой позиции на одну и туже ногу.
Tire-bouchon [тир бушон] — Закручивать, завивать. В этом движении поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.
Tour chainee [тур шенэ] — Сцепленный, связанный, цепь кружков. Быстрые повороты, следующие один за другим.
Tour en l’air [тур ан лэр] — Воздушный поворот, тур в воздухе.
Tour [тур] — Поворот.
Выворотность — Раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.
Координация — Соответствие и согласование всего тела.
Давно была идея создать что-то наподобие словаря балетных терминов. Но, как говорится руки не доходили, и каждый раз приходилось откладывать этот, на мой взгляд, весьма полезный для юных танцоров сборник основных балетных терминов.
И, так основные балетные термины , которые я расположу в алфавитном порядке.
Адажио (от французского — adagio).
Адажио это часть классического урока, состоящая в основном из плавных движений и различных поз, которые связно перетекают из одной в другую. В адажио используются такие элементы как: d?veloppes, releves, grands ronds de jambe. В балетном спектакле adagio часто представляет собой танцевальный дуэт.
Аллонже (от французского allonge — означает: удлинённый, вытянутый).
Аллонже это поза классического танца: поднятая назад нога выпрямлена в колене (arabesque), соответствующая рука поднята вверх, другая отведена в сторону, в отличие от закруглённых позиций (arrondi), локти рук выпрямлены, кисти повёрнуты наружу, что придаёт позе «летящий» характер.
Амбуате (от французского emboiter le pas — означает: идти следом).
Амбуате это такая последовательность переходов с ноги на ногу на полупальцах или же на пальцах. Это прыжок с поочерёдным выбрасыванием вперёд или назад согнутых в коленях ног на 45 или 90 градусов.
Ан деор (от французского en dehors — означает: наружу).
Ан деор это направление движения от опорной ноги, направленное «к зрителю». Исполняется одновременно с поворотом корпуса.
Ан дедан (от французского en dedans - означает: во внутрь).
Ан дедан это направление движения к опорной ноге, получается как бы во внутрь, «от зрителя». Исполняется одновременно с поворотом корпуса.
Антраша (от итальянского intrecciato - означает: плетённый, скрещенный).
Антраша это прыжок с заноской. Во время прыжка ноги скрещиваются между собой в воздухе в V позиции.
Ан турнан (от французского en tournant - означает: в повороте).
Ан турнан это указание на то, что движение исполняется одновременно с поворотом всего тела. Поворот может быть полным или неполным.
Ан лер (от французского en l’air - означает: на воздухе).
Ан лер это термин, который указывающий на то, что движение исполняется по воздуху.
Ан фас (от французского en face - означает: прямо).
Ан фас тут вроде всё и так понятно, это прямое положение корпуса, головы и ног.
Апломб (от французского aplomb).
Апломб это с одной стороны умение сохранить положение, равновесие, исполняя движение. С другой стороны уверенная, свободная манера исполнения.
Арабеск (от французского arabesque).
Арабеск это так называется поза, когда опорная нога танцовщика стоит либо на полной стопе, либо на полупальцах, либо на пуантах, а рабочая нога поднята с вытянутым коленом на 30, 45, 90 или 120 градусов.
Аттитюд (от французского attitudes).
Аттитюд это опорная нога находится в том же положении, что и в арабеске, но рабочая нога поднимается с согнутым коленом, а корпус танцовщика должен быть прогнут в спине.
Балансе (от французского balancer - раскачивать, качаться).
Балансе это движение, в котором переступания с ноги на ногу, чередующиеся с demi-pli? и подъёмом на полупальцы, сопровождаются наклонами корпуса, головы и рук из стороны в сторону, что создаёт впечатление мерного покачивания. Может исполняться из стороны в сторону, вперёд и назад.
(от французского battements tendus).
Батман тендю это тянуть, вытягивать. Пример: battement tendu.
Батман тендю жете (от французского battements tendus jet?).
Батман тендю жете это выброс ноги на 45°. Пример: battement tendu jet?.
Бризе (от французского briser - разбивать; обозначает лёгкий, порывистый морской ветер).
Бризе это маленький прыжок, с продвижением вперёд или назад за ногой. Заканчивается прыжок в V позиции. Разновидность: brise dessus (вперёд) - dessous (назад).
Буду каждый день дополнять этот список балетных терминов.
Adagio (адажио) – медленная часть урока.Allegro (аллегро) – быстрая часть урока, прыжки.
Allongee (алянже) – удлинить, вытянуть. Взмах кисти.
A la seconde (а ля сгон) – положение en face, а робочая нога открыта в сторону на 90*.
Aplomb (апломб) – устойчивость.
Arabesque (арабеск) – поза, в классическом танце существует четыре вида позы «арабеск».
Arch – (арч) – арка, прогиб торса назад.
Assemble (ассамбле) – соединять, собирать; прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе; прыжок с двух ног на две
Attitude (аттитюд) – поза, положение тела; поднятая вверх нога полусогнута.
Balance (балянсе) – покачивание.
Balancoire (балансуа) – качели; применяется в grand battement jene.
Pas ballonee (па балене) – сильно вытянуты в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou-de-pied.
Battement retire – (батман ретире) – перенос через скольжение рабочей ноги, через passé из 5 поз. Вперед в 5 поз. Назад.
Battement developpe (батман девлоппе) – медленное поднимание ноги на 90* и више в нужное направление.
Battement double frappe (батман дубль фраппе) – движение с двойным ударом.
Battement fondu (мягкий батман) - мягкий батман(тающий).
Battement frappe (батман фраппе) – удар ноги о щиколотку опорной ноги.
Battement soutenu (батман сутеню)- движение в повороте с подтягивание ног в пятую позицию.
Battement tendu (батман тандю) – вынос ноги на носок.
Batterie (батри) – нога в положении sur le cou-de-pied проделивает ряд мелких ударных движений.
Body roll (боди ролл) – группа наклонов корпуса, волна.
Bounce (баунс) – трамплинное покачивание торса, вверх-вниз.
Pas de bourree (па де бурре)- танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.
Brize (бризе) – прыжок с заноской.
Changement de pieds (шажман де пье) – прыжок с переменой ног в воздухе.
Contraction – (контракшн) – сжатие, уменьшение обьема корпуса и округление позвоночника, начинается в центре таза, постепенно захватывая весь позвоночник, исполняется на выдохе.
Corkscrew turn (корскру повороты) – повороты, при которых повышается или понижается уровень вращения.
Curve – (керф) – изгиб верхней части позвоночника(до солнечного сплетения) вперед или в сторону.
Pas chasse (па шассе) – партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
Pas de chat (па де ша) – кошачий шаг.
Pas ciseaux (па сизо) – ножницы, движение ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздух.
Coupe (купе) – положение ноги на щиколотке.
Pas coure (па курю) – пробежка по шестой позиции.
Croisee (круазе) – поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
Ecartee (экарте) – поза классического танца, развернутая по диагонале вперед или назад, корпус отклонен от ноги.
Effacee (эфасе) – развернутое положение ног и корпуса.
En face (ан фас) – прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.
En dedans (ан дедан) – внутрь, в круг.
En dehors (ан деор) – наружу, из круга.
Epaulment (эпольман) – положение исполнителя, повернутого в 3)4 в 8 точку или 2; различается epaulement croise (закрытый) и epaulement efface (открытый).
Echappe (эшаппе) – прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собирание из второй в пятую.
Flat back (флет бек) – наклон торса вперед, в сторону (на 90*), назад с прямой спиной, без изгиба торса.
Flat step (флет степ) – шаг, при котором вся стопа одновременно ставится на пол.
Flex (флекс) – сокращенная стопа, кисть или колени.
Flik (флик) – мазок стопой по полу к опорной ноге.
Fouette (фуэтте) – прием поворота, при котором тело исполнителя поворачивается к зафиксированной в определенном положении ноги (на полу или в воздухе).
Frog – position (фрог позишн) – позиция сидя, при которой согнутые в коленях ноги касаются друг друга стопами, колени должны быть максимально раскрыты в стороны.
Fouette (фуэте) – вид танцевального поворота, быстрого, резкого; открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
Entrechat (антрашакат) – прыжок с заноской.
Degage (дегаже) – переход с ноги на ногу.
Plie (плие) – приседание.
Demi-plie (деми плие) – маленькое приседание.
Deep body bend (диип боди бенд) – наклон торсом вперед ниже 90*, сохраняя прямую линию торса и рук.
Deep contraction (диип контракш) – сильное сжатие в центре тела, в котором участвуют все части тела, руки, ноги и головы.
Demi rond (деми ронд) – полукруг носком ноги по полу вперед и в сторону, или назад и в сторону.
Drop (дроп) – падение расслабленного торса вперед или в сторону.
Grand-plie (гранд плие) – большое приседание.
Glissade (глиссад) – прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
Grand battement (гран батман) – бросок ноги на 90* и выше вперед, назед или сторону.
Grand jete (гран жете) – прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение
Pas emboite (па амбуате) – прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
Pas faille (па файи) – это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки к следующему прыжку, одна нога как бы подсекает другую.
Jete (жете) – бросок ноги на месте или в прыжке.
Jete entrelase (жете антрелясе) – перекидной прыжок.
Jete ferme (жете ферме) – закрытый прыжок.
Pas (па) – шаг, движение, комбинация.
Passe (пассе) – проходящее, скользящее движение.
Petit battement (пти батман) – маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
Pirouette (пируэт) – быстрое вращение на полу.
Pointe (поинт) – пуант, носок, пальцы.
Port de bras (пор де бра) – упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
Preparation (препарасион) – подготовка к движению.
Peleve (релеве) – поднимание на носки или полупальцы.
Releve lent (релеве лян) – медленное поднимание ноги на 90*.
Renverse (ранверсе) – опрокидывание корпуса назад в сильном перегибе и в повороте.
Rond de jambe par terre (рон де жамб пар тер) – круг ногой в воздухе.
Rond de jambe en lair (рон же жамб ан лер) – круг ногой в воздуху.
Saut de basque (со де баск) – прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.
Saute (соте) – прыжок на месте по позициям.
Sissonne fermee (сисон ферме) – закрытый прыжок.
Sissonne ouverte (сисон уверт) – прыжок с открыванием ноги.
Sissonne simple (сисон семпл) – простой прыжок с двух ног на одну.
Sissonne tombee (сисон томбе) - прыжок с падением.
Sur le cou-de-pied (сюр ле ку де пье) – положение ноги на щиколотке другой, опорной ноги.
Temps lie (там лие) – связуещее, плавное, слитное движение рук, ног, головы и корпуса.
Tire-bouchon (тир бушон) – движение при котором нога находится в полусогнутом положение впереди.
Tour chaine (тур шене) – быстрые повороты, следующие один за одним.
Tour en lair (тур ан лер) – поворот в воздухе.
V- position (в позиция)– положение рук (заниженная 2 и 3 поз.)
Постепенно начинаю понимать, что танцы становятся большой и важной часть моей жизни, наряду с музыкой и вокалом. Конечно, в этом "виновата" работа. А еще фильм "Step Up". Это ведь так здорово - уметь танцевать, сочетать балет и уличный танец. Пока что мне не дано ни то ни другое, но вот классический станок я уже начинаю понимать. Спасибо "Ритмам" - Юля Владимировна очень все понятно объясняет ребятам, и я тоже слушаю и запоминаю.
Когда делается бросок ногой вперед или назад - голова смотрит в сторону (центр класса), а при броске ноги в сторону голова смотрит прямо.
При battement tendu нога выводится пяткой вперед. Вообще, то, куда направлена пятка - очень важно. Ибо если не туда направишь - никакого толку от движения не будет. Сама вчера вечером пробовала.
При прыжках важно прыгнуть как можно выше и как можно дольше зависнуть в воздухе. Только тогда можно успеть в воздухе поменять позицию с 5 на 2, с 5 на 5 и т.д.
Preparation для прыжков (плие) должен быть очень активным, чтобы бренное, тяжелое и незатянутое тело вытолкнулось все-таки наверх.
По правилам классической графики заканчивать движение нужно в том же положении, в котором начинали. За редким исключением, которое обязательно оговаривается.
Деми плие
(demi plie)
- полуприседы (рис. 8)
. Важно добиться предельного сгибания ног в коленных суставах без отделения пяток от пола. Тяжесть тела равномерно распределяется на обе ступни без «завала» на большой палец. Колени и ступни все время сохраняют выворотное положение, не нарушая правильности позиций. Спина держится прямо. Упражнение выполняется в I, II, III позициях, реже и лишь у опоры - в V, IV позициях.
Гран плие (grand plie) . При выполнении упражнения (рис. 9) следует как можно дольше удерживать пятки на полу - движение выполняется чрез деми плие. При выпрямлении ног нужно как можно раньше ставить пятки на пол. Подниматься на полупальцы и ставить пятки на пол необходимо одновременно двумя ногами. На протяжении всего упражнения сохраняется предельная выворотность бедер и ступней. Тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги, без «завала» на большие пальцы.
Батман (battement) - отведение работающей ноги в каком-либо направлении и возвращение ее к опорной ноге. Каждый вид батмана имеет свою форму и самостоятельное название.
Батман тандю сэмпль (battement tendu simple) - выставление ноги вперед, в сторону, назад на носок. Упражнение способствует развитию подъема ноги и укреплению голеностопного сустава, является подготовительным для освоения ряда последующих движений данной классификационной группы. При выполнении батман тандю выворотная нога скользящим движением отводится из I, III, V позиций вперед, в сторону, назад на носок и возвращается в и. п. Движение следует выполнять по прямой от пятки опорной ноги к носку отведенной и обратно (рис. 10) . Скольжение ноги выполняется сначала всей ступней с постепенным отрывом пятки от пола до положения предельно оттянутого носка без упора на носок в конечном положении. Аналогичным скользящим движением нога возвращается в и. п. Опорная выпрямлена в колене. Центр тяжести - на опорной ноге. Рабочая нога сохраняет выворотное положение.
Батман тандю деми плие (battement tendu demi plie) - сочетание отведения ноги с последующим приведением и полуприседом на двух ногах (рис. 11) . При выполнении упражнения необходимо добиться полной слитности двух движений. Для этого сгибание ног в коленях начинается несколько раньше, чем рабочая нога возвращается в 1 или III позицию. Туловище держится прямо, тяжесть тела при деми плие равномерно распределяется на обе ступни.
Батман тандю сутеню (battement tendu soutenu) - представляет собой упражнение из соединения одновременно исполняемых отведений-приведений ноги с полуприседом на опорной. При этом туловище несколько отклоняется в сторону, противоположную работающей ноге. После выполнения упражнения лицом, боком к опоре усложняется форма данного движения: и. п. - правая впереди на носке (IV позиция) через I позицию в положение правую назад на носок. В дальнейшем возможно усложнение упражнения различными движениями рук, подъемом на полупальцы, изменением направления движения.
Батман тандю жэтэ (battement tendu jete) - данное упражнение является профилирующим для всех маховых движений. В отличие от батман тандю выполняется с отрывом носка от пола при отведении из и. п. Фактически представляет собой мах на высоту около 25° (рис. 12) . Движение должно быть четким, слитным, энергичным. Ноги сохраняют выворотное положение, центр тяжести на опорной ноге. Руки во II позиции.
Батман тандю жэтэ пуанте (battement tendu jete pointe) . В принципе данное движение не отличается от батман тандю жэтэ, однако после отведения нога не закрывается в позицию, а ставится носком в пол. Упражнение можно выполнять 2-3 раза подряд, затем нога закрываема в III позицию (рис. 13) . При усложнении движения нога переносится по невысокой дуге из положения правая (левая) впереди, сзади на носке (IV позиции) в сторону на носок и обратно или «крестом».
Дубль батман тандю (double battement tendu) является разновидностью батман тандю. Исполняется с опусканием пятки на пол по II позиции: с одно-, двух- или трехкратным и более опусканием (рис. 14) . В момент опускания пятки на пол центр тяжести остается на опорной ноге. Акцент движения совпадает с опусканием пятки на пол.
Батман фраппе (battement frappe) - сгибание и разгибание голени под углом 45° (рис. 15) . Прежде чем приступить к изучению движения, осваивается положение ноги сюр ле ку де пье (sur le coup-de-pied) (рис. 16) . В гимнастике применяется положение впереди (условное) - нога в колене согнута, носок впереди у щиколотки опорной ноги, бедро развернуто кзади - носок прижат сзади у щиколотки опорной ноги. Батман фраппе заключается в быстром сгибании голени из и. п. правая (левая) в сторону в положение сюр ле ку де пье впереди или сзади с легким ударом об опорную ногу с последующим разгибанием вперед, в сторону, назад. Упражнение выполняется резким, сильным движением. При этом бедро и колено сохраняют выворотное положение. Так как упражнение начинается из и.п. нога в сторону, то перед началом нога из I, III позиций через батман тандю раскрывается в сторону, рука при этом из подготовительной позиции поднимается через I во II позицию.
Существует усложненный вариант батман дубль фраппе (battement double frappe) , отличающийся двойным «ударом» работающей ноги у щиколотки опорной.
Батман фондю (battement fondu) - сочетание полуприседа на опорной ноге с одновременным сгибанием свободной на сюр ле ку де пье впереди (сзади) с последующим разгибанием работающей и выпрямлением опорной (рис. 17) .
Выполняется вперед, в сторону, назад, носком в пол, с подниманием ноги на 45, 90°. При сгибании ноги в положение сюр ле ку де пье нельзя опускать бедро сразу, вначале сгибается колено, а бедро удерживается неподвижно на высоте 45°, затем постепенно опускается вместе с голенью до конечного положения. Когда батман фраппе выполняется на 90°, то нога сначала опускается до 45°, затем сгибается как описано выше. Музыкальный размер 2/4 или 4/4.
Дубль батман фондю (double battement fondu) . Начинается движение с деми плие на опорной, далее выполняется подъем на полупальцы, но свободная нога не открывается в заданном направлении, а задерживается в положении согнутой у щиколотки; затем вновь повторяется полуприсед на опорной с одновременным выпрямлением свободной ноги на 45 или 90°; в момент окончательного выпрямления свободной ноги выполняется и выпрямление опорной, завершающееся подъемом на полупальцы.
Гран батман жэтэ (grand battement jete) - махи ногами вперед, в сторону, назад (рис. 18) . Движение выполняется через батман тандю до касания носком пола, затем нога поднимается на максимальную высоту и через батман тандю возвращается в и.п. (I или III позиция).
Гран батман жэтэ балансе (grand battement jete balance) - махи в направлении вперед и назад на 90° и выше через I позицию (рис. 19) . Движение возможно выполнять в сторону: в и.п. лицом к опоре или на середине зала попеременно одной и другой ногой. Возможно сочетание с наклоном туловища, подъемом на полупальцы, полуприседами.
Гран батман жэтэ пуанте (grand battement jete pointe) выполняется как гран батман жэтэ, но до касания носком пола (рис. 20) .
Гран батман жэтэ пассэ (grand battement jete passe) выполняется по правилам гран батман жэтэ, но с переводом ноги из одного направления в другое при помощи приема пассэ (passe) (рис. 21) : нога согнута, бедро выворотно, колено в сторону, носок у колена опорной, не касаясь его. Исполняется вперед и назад. Музыкальный размер 2/4.
Батман девлоппэ (battement developpe) исполняется вперед, в сторону, назад на 90° и выше (рис. 22) . Из III позиции работающая нога, сгибаясь и скользя вытянутым носком, поднимается до колена опорной ноги, после чего выпрямляется в любом направлении и опускается в и.п. На протяжении всего движения бедро сохраняет предельную выворотность, при выпрямлении ноги колено не опускается. При выполнении движения вперед и в сторону туловище остается прямым, назад - слегка наклоняется вперед. Музыкальный размер 2/4, 4/4.
Батман девлоппэ пассэ (battement developpe passe)
.
Работающая нога поднимается, затем сгибается, носок идет под колено опорной, не касаясь его (положение пассэ), после чего нога снова поднимается в любом направлении.
Батман девлоппэ с отведением ноги на 1/4 часть круга. Работающая нога выводится вперед, затем отводится в сторону и опускается в и. п. То же самое делается в обратном направлении. Затем нога поднимается в сторону и отводится вперед или назад.
Батман девлоппэ с отведением ноги на 1/4 часть круга. Нога из III позиции поднимается вперед на 90° и выше, вытянутая отводится через сторону назад и опускается в III позицию, Аналогично исполняется в обратном направлении.
Батман девлоппэ балансе (battement developpe passe) . Нога поднимается вперед, в сторону, назад, затем коротким движением слегка опускается и сразу же резко возвращается на прежнюю высоту. Музыкальный размер 2/4 и 4/4.
Рон де жамб (rond de jambe) . К этому виду упражнений относятся движения ногой по дуге по полу и по воздуху. Движение ногой по дуге назад, в сторону, вперед, то есть направленное к опорной ноге, называется ан дедан (en dedans) . Движение ногой по дуге вперед, в сторону, назад, то есть направленное от опорной ноги, называется ан деор (en dehors) . Упражнения данной группы способствуют развитию подвижности тазобедренных суставов, выворотности ног.
Рон де жамб пар терр (rond de jambe par terre) - движение вытянутой ногой по дуге, касаясь носком пола (рис. 23) . Упражнение выполняют равномерным движением вытянутой ноги по дуге, отделяя пальцы от пола. Бедро в выворотном положении, тяжесть тела на опорной ноге.
Рон де жамб ан лэр (rond de jambe en l’air) - круговые движения голенью в воздухе (рис. 24) . Из и.п. правая (левая) в сторону на высоте 45° круговые движения голенью, одновременно сгибая колено внутрь (ан деор), наружу (ан дедан) до касания носком икроножной мышцы. Бедро в выворотном положении.
Гран рон де жамб жэтэ (grand rond de jambe jete) - большой мах ногой по дуге на 90° в направлении ан деор и ан дедан.
Гимнастическое многоборье: Женские виды. Изд. Г 48 2-е, перераб. Вольные упражнения. Т.С. Лисицкая, В.Е. Заглада / под редакцией Гавердовского Ю.К. - М.:Физкультура и спорт, 1986. - 336с., ил.»
Pas
(па
) - шаг; движение или комбинация движений; употребляется как равнозначное понятию «танец».
Pas d`actions
(па де акшн
) - действенный танец.
Pas de deux
(па де де
) - танец двух исполнителей, обычно танцовщика и танцовщицы.
Pas de trois
(па де труа
) - танец трех исполнителей, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
Pas de quatre
(па де карт
) - танец четырех исполнителей.
Adagio
(адажио
) - медленно, медленная часть танца.
Allegro
(аллегро
) - быстро, прыжки.
Allongee
(алонже
) - от гл. удлинить, продлить, вытянуть; движение из адажио, означающее вытянутое положение ноги и скрытую кисть руки.
Aplomb
(апломб
) - устойчивость.
Croisee
(круазе
) - поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
Degage
(дегаже
) - освобождать, отводить.
Demi
(деми
) - средний, небольшой.
Ecartee
(экартэ
) - отводить, раздвигать; поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
Efface
(эфасэ
) - развернутое положение корпуса и ног.
En dedans
(ан дедан
) - внутрь, в круг.
En dehors
(ан деор
) - наружу, из круга.
En face
(ан фас
) - прямо; прямое положение корпуса, головы и ног.
En tournant
(ан турнан
) - от гл. «вращать»; поворот корпуса во время движения.
Grand
(гранд
) - большой.
Petit
(пти
) - маленький.
Port de bras
(пор де бра
) - упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
Preparation
(препарасьон
) - приготовление, подготовка.
Arabesque
(арабеск
) - поза, название которой происходит от стиля арабских фресок.
Attitude
(аттитюд
) - поза, положение тела; поднятая вверх нога полусогнута.
Passe
(пассе
) - от гл. «проводить, проходить»; связующее движение, проведение или переведение ноги.
Sur le cou-de-pied
(сюр ле ку де пье
) - положение одной ноги на щиколотке другой, опорной.
Tire-bounchon
(тир бушон
) - «закручивать, завивать»; поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.
Balance
(балансе
) - «качать, покачиваться»; покачивающееся движение.
Balancoire
(балансуар
) - «качели», применяется в grand battement jete.
Battement
(батман
) - размах, биение.
Battement developpe
(батман девлоппе
) - раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90* в нужное направление.
Battement double frappe
(батман дубль фраппэ
) - движение с двойным ударом.
Battement fondu
(батман фондю
) - мягкое, плавное, «тающее» движение.
Battement frappe
(батман фраппэ
) - движение с ударом, или ударное движение.
Battement soutenu
(батман сотеню
) - выдерживать, поддерживать; движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.
Battement tendu
(батман тандю
) - отведение и приведение вытянутой ноги, не отрывая носка от пола.
Batterie
(батри
) - барабанный бой; нога в положении sur le cou-de-pied проделывает ряд мелких ударных движений.
Demi-plie
(деми плие
) - маленькое приседание.
Dessus-dessous
(десю-десу
) - верхняя-нижняя часть, над-под, вид рas de bourree.
Grand battement
(гранд батман
) - большой батман.
Grand-plie
(гранд плие
) - большое приседание.
Jete
(жете
) - бросок ноги на месте или в прыжке.
Pas couru
(па курю
) - пробежка по шестой позиции.
Pas de bascue
(па де баск
) - шаг басков; для этого движения характерен счет 3/4 или 6/8 (трехдольный размер), исполняется вперед и назад.
Pas de bourree
(па де буре
) - чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.
Petit battement
(пти батман
) - маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
Plie
(плие
) - приседание.
Releve
(релеве
) - от гл. «приподнимать, возвышать»; подъем на пальцы или полупальцы.
Relevelent
(релевелян
) - медленный подъем ноги на 90*.
Soutenu
(сотеню
) - от гл. «выдерживать, поддерживать, втягивать».
Fouette
(фуэте
) - от гл «стегать, сечь»; вид танцевального поворота, быстрого, резкого; открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
Pirouette
(пируэт
) - «юла, вертушка»; быстрое вращение на полу.
Port de bras
(пор де бра
) - наклоны корпуса, головы.
Renverse
(ранверсе
) - от гл. «опрокидывать, переворачивать»; опрокидывание корпуса в сильном перегибе и в повороте.
Rond
(ронд
) - «круг, круглый».
Rond de jambe en l`air
(ронд де жамб ан лер
) - круг ногой в воздухе.
Rond de jambe par terre
(ронд де жамб пар тер
) - круговое движение ноги по полу, круг носком по полу.
Tour
(тур
) - поворот.
Tour chaine
(тур шене
) - «сцепленный, связанный»;быстрые повороты, следующие один за другим.
Tour en l`air
(тур ан лер
) - тур в воздухе.
Assemble
(ассамблее
) - от гл. соединять, собирать; прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе; прыжок с двух ног на две ноги.
Brise
(бризе
) - разбивать, раздроблять; движение из раздела прыжков с заносками.
Cabriole
(кабриоль
) - прыжок на месте с подбиванием одной ноги другой.
Changement de pieds
(шажман де пье
) - прыжок с переменой ног в воздухе (в V позиции).
Coupe
(купэ
) - подбивание; отрывистое движение, короткий толчок.
Echappe
(эшаппэ
) - прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
Entrechat
(антраша
) - прыжок с заноской.
Glissade
(глиссад
) - «скольжение»; прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
Jete ferme
(жете фермэ
) - закрытый прыжок
Jete passé
(жете пассе
) - проходящий прыжок.
Pas ballonne
(па балонэ
) - раздувать, раздуваться; продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou-de-pied.
Pas ballotte
(па балоттэ
) - колебаться; движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку; корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
Pas chasse
(па шассе
) - партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
Pas ciseaux
(па сизо
) - ножницы; прыжок с выбрасыванием вперед по очереди ног, вытянутых в воздухе.
Pas de chat
(па де ша
) - кошачий шаг; скользящий прыжок с ноги на ногу, когда в воздухе одна нога проходит мимо другой.
Pas emboite
(па амбуате
) - от гл. «вкладывать, вставлять, укладывать»; прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
Sauté
(соте
) - прыжок на месте по позициям.
Sissonne
(сисон
) - вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
Sissonne fermee
(сисон ферме
) - закрытый прыжок.
Sissonne ouverte
(сисон уверт
) - прыжок с открыванием ноги.
Sissonne simple
(сисон симпл
) - простой прыжок с двух ног на одну.
Sissonne tombee
(сисон томбе
) - прыжок с падением.